Х ХРОНОЛОГИЯ ЭДДИЧЕСКИХ МИФОЛОГИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ — Юрий Слеповронский

Перед вами — не побоюсь этих громких слов — уникальная работа, основанная на тщательном изучении эддической мифологии, взаимосвязей между её мифами и персонажами, их характерами, поступками и мотивами поступков. Фактически, перед вами сакральная мифологическая история. История, которую, определённо стоит знать, чтобы нагляднее увидеть то, что германо-скандинавская мифология — не просто набор мифологем «вне времени», не круговорот повторяющихся событий, а целостная мифодрама, у которой есть начало (возникновение мира), кульминация (смерть Бальдра) и будущая развязка (Рагнарёк).

В теле хронологии мне пришлось дать отсылки к некоторым вскрытым мной, в ходе изучения эддических источников, фактам, о которых я ранее не писал в открытом доступе. Для каждого такого факта я даю краткие пояснения, без подробного разбора. Поэтому, если у кого-то возникнут вопросы типа «а откуда это взято? а почему вот так?», то я прошу вас не стеснятся и задавать их. По каждому из таких случаев я готов представить подробное пояснение.

Начало всего, существование Гиннунгагап и Эливагара. По версии «Младшей Эдды» — существование также Нифльхейма и Муспелльхейма.

2. Возникновение Имира и Аудумблы.

3. Возникновение Бора.

4. У Имира возникает потомство.

5. У Бора возникает потомство.

6. Бури берёт в жёны Бестлу.

7. Рождение Одина, Вили и Ве.

8. Один, Вили и Ве убивают Имира.

9. Один, Вили и Ве создают небо и поднимают землю (видимо, поднимают плоть Имира, упавшую в Гиннунгагап или Эливагар).

10. Боги устраивают на небе светила. По версии «Старшей Эдды» ими становятся дети Мундильфари (который, скорее всего, великан) – Соль и Мани. По версии «Младшей Эдды» — боги берут для этого искры Муспелльхейма.

11. Асы приходят на Идавёлль, строят дома и капища, овладевают ремёслами, не испытывают недостатка в золоте.

12. Один сходится с Йорд, рождается Тор (после событий войны с ванами Тор уже есть, значит родился он до неё).

13. Один получает знания от Мимира, отдаёт в залог свой глаз (это событие стоит здесь, поскольку после войны между асами и ванами, Мимир уже отдан в залог ванам, следовательно Один получил знания до войны).
Кто такой Мимир, и почему он обучает Одина – вопрос отдельный. Есть гипотеза что Мимир – либо дядя Одина, либо его дед по материнской линии.

14. Асы создают двергов.

15. Появление норн (три девы из Йотунхейма).

16. Локи (тождественный Лодуру, согласно исландскому циклу рим «Lokrur») отрезает жене Тора — Сив — волосы. Почему это событие стоит здесь – см. ниже.

17. Норны вырезают из дерева заготовки Аска и Эмблы, и подбрасывают их к домам асов (именно так, принимая во внимание оригинальные тексты манускриптов).
Это событие могло произойти только до войны асов и ванов, поскольку в оживлении принимал участие Хёнир, который уже после войны был отдан ванам в залог. Кроме того, волосы, отрезанные у Сив, Локи/Лодур, видимо, и отдал людям: «lá gaf Löðurr» — «волосы дал Лодурр», где lá – одно из хейти волос, согласно «Языку поэзии».

18. Один, Хёнир и Локи (Лодур) странствуют по свету. Происходят события, которые приведут к тому, что Локи подстроит похищение Идунн в результате чего боги убьют Тьяцци.
Это событие может стоять только здесь из-за наличия Хёнира, который ещё не отдан ванам в качестве выкупа.

19. Появление Гулльвейг, которая, скорее всего, является не ваном, и не Фрейей (согласно некоторым гипотезам), а йотуншей, олицетворяющей жажду золота, алчность.

20. Гулльвейг ходит по домам богов, околдовывает их под именем Хейд.

21. Асы пытаются сжечь Гулльвейг, но она возрождается (здесь показан процесс очистки золота, через троекратное пережигание, известный с 12 в. до н. э.).

22. Локи съедает, вероятно, сердце Гулльвейг, чем порождает род колдунов и ведьм.

23. Один (на данный момент он не является главой пантеона) мечет копьё в войско ванов, асы, охваченные влиянием Гулльвейг, начинают войну с ванами (богами богатств и плодородия), желая получить ещё больше золота.

24. Ваны маршируют по некоему полю (Идавёлль?), осаждают крепость асов, разрушают её стены. Заключается мирный договор, согласно которому асы делят власть над мирозданием с ванами (по оригинальным текстам — именно так, речь шла не просто о выкупе, а о том, кто из богов будет «получать почитание»).

25. Происходит обмен Ньёрда (и Фрейра по «Саге об Инглингах») на Хёнира (согласно «Младшей Эдде»).
По логике вещей где-то тут должно быть упомянуто и о передаче Фрейи, но ни в одном мифе этого нет.

26. Асы и ваны плюют в котёл, возникает Квасир. Возможно, ваны обменивают Квасира на Мимира (по «Саге об Инглингах»). Если данное предположение истинно, то где-то тут начинаются странствия Квасира, которые приводят к его гибели и получению «мёда поэзии».

27. Боги собираются возводить новые стены крепости, происходит история с каменщиком и превращением Локи в кобылу. Тор убивает каменщика, которому была обещана вовсе не Фрейя, как принято считать, а… Труд – дочь Тора (всё так, принимая во внимание оригинальные тексты манускриптов, верные переводы и логику поступков Тора).

28. Рождается Слейпнир, которого Локи приносит в Асгард.

29. Тор ловит Локи и требует от него достать новые волосы для Сив. Локи заключает пари с двергами, боги получают свои сокровища: молот, корабль и т. п.
Это событие стоит здесь, поскольку по поводу сокровищ был суд богов: Одина, Тора и Фрейра. Значит, это событие было уже после войны с ванами: до неё Фрейра среди богов не было).

30. Один отправляется в путешествие за «мёдом поэзии». Внутри этого мифа – миф о неудачной попытке соблазнить дочь некоего Биллинга. Скорее всего, Биллинг – это тот же персонаж, что и Гиллинг – отец Суттунга, поскольку в «Младшей Эдде» встречается кеннинг поэзии – «полный кубок сына Биллинга» (Billings burar full). Сын Биллинга – это, получается, Суттунг, которому «мёд поэзии» и принадлежал. Итого: Биллинг и Гиллинг – одно лицо.
Дочь Биллинга, которую пытался соблазнить Один, это, получается, безымянная сестра великанов Суттунга и Бауги. Видимо, это была первая попытка Одина достать «мёд поэзии», воспользовавшись женщиной.

31. Один нанимается работать к Бауги — брату Суттунга, проводит три ночи с Гуннлёд – его дочерью, и, вероятно, зачинает Браги (такая гипотеза не лишена смысла). Затем он возвращается в Асгард, где оставляет на хранение «мёд поэзии».

32. Один снова отправляется в странствия. В ходе них он получает знание рун посредством повешения на Иггдрасиле и, видимо (согласно «Речам Сигрдривы»), от головы Мимира. В какой момент Мимиру отрезали её и отослали к асам – сложно сказать.
В принципе, допустимо то, что эти события предшествовали получению «мёда поэзии». На мифологию это, в общем, никак не влияет.

33. Где-то на этом отрезке должна произойти женитьба Одина на Фригг. Именно она приведёт к тому, что Один окажется главой пантеона (пока им всё ещё является Тюр – сын великана Хюмира по «Песни о Хюмире»).
Дело в том, что если опираться на «Исландскую руническую поэму», то там мы находим кеннинг Тюра «Friggjar faðir» — «отец Фригг». По «Перебранке Локи» Фригг названа «дочерью Фьёргюнна». Имя Фьёргюнн – мужского рода, из чего можно сделать вывод, что Фьёргюнн и Тюр – это одно и то же лицо.
Но в то же время эддические источники знают и женскую версию имени – Фьёргюн. Это – другое имя Йорд – матери Тора.
Из всего этого складывается потрясающая картина: Фьёргюнн и Фьёргюн – пара богов (возможно, даже близнечных), олицетворяющих небо (Тюр) и землю (Йорд). Мать Фригг в источниках не упомянута, но по логике вещей – это Йорд.
Главой пантеона Один окажется потому, что когда Тюр потеряет правую руку, т. е. утратит власть и господство над миром, то Один, будучи женатым на его дочери (Фригг), автоматически унаследует всё, чем владел Тюр.

34. Либо на этом отрезке хронологии, либо чуть раньше Локи и Ангрбода порождают своих детей: Фенрира, Йормунганда и Хель. Далее Фенрир приведён к асам, Йормунганд брошен в море, Хель низвергнута в Нифльхель.

35. Происходит связывание Фенрира. Тюр утрачивает власть, а главой пантеона становится Один.

36. Фенрир и неизвестная великанша порождают Скёлля и Хати (это событие может стоять только здесь, поскольку, пока Фенрир был у асов, Тюр выкармливал и выращивал его, а следовательно Фенрир ещё не мог никого ни с кем породить).

Сложнее всего локализовать во времени походы Тора на восток и их очерёдность. Я предполагаю, что каждый из походов Тора мог происходить одновременно со странствиями Одина. Если опираться на «Песнь о Харбарде», то нетрудно заметить, что между Одином и Тором (несмотря на то, что это – отец и сын) есть некое противостояние. Я бы даже сказал иначе: соревнование. Возможно, что каждый из походов обоих богов – это как раз элемент соревнования и соперничества между ними.
Всего можно насчитать три похода и одно событие, в котором Тор принимает участие, но которые не поддаются точной локализации:

— события «Песни о Трюме».
— Тор и Хрунгнир.
— Тор и Гейррёд.
— Тор и Утгарда-Локи.

37. Где-то на этом отрезке у Одина и Фригг рождаются Бальдр и Хёд.

38. В Асгард приходит Скади, чтобы отомстить за убитого отца. И, видимо, влюбляется в Бальдра.

39. Асы предлагают Скади выкуп, но подстраивают так, что вместо Бальдра она получает Ньёрда.

40. Бальдр начинает видеть зловещие сны. Один отправляется в Нифльхель к вёльве, а Фригг берёт клятву со всего в мире, чтобы защитить сына.

41. Бальдр, тем не менее, погибает. Происходят события, связанные с его похоронами, оплакиванием и т. д.

42. Где-то на этом, видимо, этапе происходит рождение богов-мстителей — Видара и Вали. Возможно, не в одно время, но непонятно когда ещё. Ясно лишь, что оба рождены до «Перебранки Локи», поскольку оба упоминаются в ней.
Вали убивает Хёда.

43. После гибели Бальдра Фрейр остаётся единственным наиболее «чистым» из богов.
Происходит «Поездка Скирнира», сватовство Фрейра к Герд.
В «Перебранке Локи» Фрейр упоминается один, без Герд, но Локи говорит, что Фрейр уже отдал за неё меч. Видимо, это меч, что был отдан Скирниру.
В «Поездке Скирнира» также упомянуто кольцо «что на костре Бальдра сгорело», значит Фрейр женится после гибели Бальдра.

44. Происходят события «Песни о Хюмире». Согласно источникам, Герд – дочь Гюмира, а это – другое имя Эгира. Следовательно, грядущий пир, который должен устроить Эгир/Гюмир асам – это пир в честь замужества его дочери – Герд.
Тюр и Тор отправляются к Хюмиру за котлом для пива, добывают его.

45. Происходит «Перебранка Локи», где Локи припоминает асам их проступки. Асы призывают Тора, и Локи уходит.

46. Асы ищут Локи, находят его и связывают.
В связи с этим событием «Младшая Эдда» вновь упоминает Квасира, который оказывается как будто жив. На самом деле, в мифологическом ключе не столь важно, кто именно подал асам идею сплести сеть, чтобы ловить Локи в образе лосося. Я полагаю, что Квасир здесь появился исключительно по произволу Снорри.

47. Ньёрд и Скади расходятся. Это событие стоит здесь, поскольку в «Поездке Скирнира» Скади всё ещё отзывается о Фрейре как о «сыне», то есть, она с Ньёрдом. В «Перебранке Локи» (в прозаическом прологе) прямо сказано, что Скади присутствовала на пиру как жена Ньёрда.

48. Риг-Хеймдалль отправляется в путешествие, чтобы породить сословия людей.

49. Не вполне понятные отношения между Скади и Одином, в результате которых рождается Сэминг – один из родоначальников скандинавских конунгов (по эвгемеризированной «Саге об Инглингах»).

50. События «Песни о Харбарде», вероятно, также происходят где-то на этом отрезке, как завершающий этап соревнований между Одином и Тором. В песни упоминаются реальные географические объекты и присутствие людей в Мидгарде. Также, Тор упоминает об убийстве Тьяцци в прошедшем времени.

51. События героических песен «Старшей Эдды».
События «Песни о Хюндле».
События «Речей Гримнира».
Скорее всего, всё это должно быть тут, поскольку события происходят в явное постмифологическое время, и не только с богами, но и с участием людей.

53. Ненаступившее пока будущее, когда случится Рагнарёк, а затем – возрождение мира и возвращение Бальдра.

В хронологию не попали несколько мифов, хронологическую локализацию которых невозможно точно определить:

Миф о странствиях Ода – предполагаемого мужа Фрейи. Фигура Ода остаётся крайне туманной, и не вполне ясной.
2. Миф о получении Фрейей ожерелья Брисингов. Впрочем, я полагаю, что Фрейя просто захотела какое-нибудь сокровище, после того, как Тор, Один и Фрейр получили свои, сделанные двергами.
3. Миф о Свипдаге и Менглёд. Сам по себе он весьма непрост для перевода и осмысления, да и не влияет на остальную мифологию почти никак.
4. События в «Предваряющей песни или Вороновой ворожбе Одина». Есть гипотеза, что песнь повествует о неких катастрофических признаках наступающего Рагнарёка.
5. «Речи Альвисса». Эта песнь носит дидактический характер, и упоминаемое в ней сватовство дверга к Труд – дочери Тора – не влияет на основную мифологию.
6. «Песнь о Гротти». Она содержит отсылки к очень древнему мифу о «мировой мельнице», к которому также есть отсылки в «Речах Вафтруднира». Но стоит ли понимать «Песнь о Гротти» как эвгемеризированный миф, или же это обособленная история, на основе древнего мифа – это вопрос сложный.
7. «Прорицание вёльвы». Оно кажется совершенно не локализуемым в хронологии, но, на самом деле, это не совсем так. Впрочем, об этом будет рассказано отдельно, в одном из следующих постов.
8. «Речи Вафтруднира». Ясно только одно: Один приходит к Вафтрудниру уже обладая знаниями о Рагнарёке, то есть после пророчества вёльвы

Vk. com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *